Многие о них слышали, немногие – видели, и уж совсем малое число охотников из них стреляли. Речь идет о когда-то широко распространенных дульнозарядных ружьях, известных под названием «сибирки» или «сузгунки» (от п. Сузгун под Тобольском). В европейской части России название «архангелки» уже совершенно забыто, а вот по восточную сторону Урала это оружие было в ходу еще лет тридцать назад, а кое-где пользуется энтузиастами до сих пор.
Его не следует путать с крупнокалиберными (8-10 и даже 4 К) «гусятницами», как понятно из названия, метавшими по стае сотню граммов дробового заряда. На фото срез ствола типичной «сибирки».
Как видите, вполне вменяемый размерчик. Ствол высверлен в стандартном для тех времен шестигранном прутке.
В чем же секрет непреходящей популярности такого сложного в эксплуатации оружия? Будете смеяться: в дешевизне и… простоте использования! В то время, когда финансово обеспеченные слои стрелков массово переходили на унитарный патрон, жители деревень и таежных поселков не собирались отказываться от своего надежного, экономичного и вполне универсального оружия. Имея один ствол, охотник мог работать им по любому зверю или птице.
Вместо расположенных в определенном порядке патронов разного снаряжения он точно так же держал в одних кармашках-«кошельках» завернутые в бумажки разные навески пороха (дымного, дешевого), а в других нарубленные из свинцового прутка опять же разные снаряды – от грубоватой дроби до массивных «пуль». При определенной сноровке процесс заряжания занимал считанные секунды. С учетом того, что капсюль уже был подготовлен (на фото – замок «сибирки»).
По сообщениям газеты “Обская жизнь” за 1912 год, местные сибирские охотники покупали оружие и припасы в Барнауле, Томске, Новониколаевске. Славился специальный магазин с пороховым складом под общим названием «Торговый дом М. и К. Порсевых» на углу Николаевского проспекта и Тобизеновской улицы в Новониколаевске. «Магазин Порсевых реализовывал и боевое оружие, с которым сибиряки охотились на крупных хищников: медведей, волков, лосей. Но для многих местных промысловиков даже ещё в начале XX века такое оружие было финансово недоступно. Поэтому охотники пользовались услугами кустарей. С давних времен старожилы охотились с так называемыми “сибирками”. Такие сибирские промысловые винтовки работы местных кустарей-оружейников имели большое распространение».
А действительно, ну сколько стоит дымный порох, прутковый свинец и бумага? Разве что капсюли требовали каких-то заметных трат. Словом, наши деды и отцы были те еще «экономисты-монетаристы». Их детей принцип «дешево и сердито» привлекает все реже – на повестке дня любительская и спортивная охота. А что это за спорт без преодоления искусственно созданных трудностей?
И вот маятник качнулся в другую сторону: резко возрос интерес к совсем уж древним и легендарным орудиям охоты – лукам и арбалетам. Сначала зарубежные законодатели вдруг выяснили, что оружие это очень сложное для современного человека и, соответственно, малодобычливое. И предоставили его энтузиастам значительные преференции по срокам охоты, да и по стоимости лицензий (у нас тоже наблюдаются определенные шевеления в этом направлении). Затем пришел черед дульнозарядных ружей – по тем же самым основаниям.
Заокеанские производственники тут же ответили на возросший спрос резко увеличившимся предложением.
На фото «Pursuit-Ultralight» – капсюльное дульнозарядное ружье калибра 50.
Это одна из последних разработок в соответствии с наметившейся тенденцией к уменьшению веса дульнозарядок. И действительно, весит «Ультралайт» всего около 2.5 кг (без прицела, понятно). Стоит тоже по-божески – от 295 до 435 в зависимости от модификации.
Вообще, предложение довольно широкое. Есть старые добрые ружья с замками один в один как у «сибирок», а есть куда более сложные, но очень технологичные и современные варианты. Схема подобного УСМ приведена на рисунке.
Как водится, тут же схлестнулись в яростных баталиях «традиционалисты» и «модернисты». Первых особенно вывела из себя одна из последних новаций: для облегчения чистки ружья деталь, куда вставляется капсюль, сделали вывинчивающейся (этакий съемный «патронник»). Неслыханное попрание традиций!
А что, где-то они правы – так недолго и до полуавтоматов дойти, для чего тогда было всю кашу заваривать?
(В статье использованы материалы сайта п. Сузгун)