Пожалуй, самая частая поломка, с которой мне приходилось сталкиваться за 14 лет работы, это трещина на шейке приклада ружья. И причин её возникновения несколько.
Первая – некачественная, прелая или просто незрелая древесина. К сожалению, в условиях массового производства оружия проблема отбора хорошего материала не стоит вообще. В ход, похоже, идёт всё, что попало под пилу.
Вторая причина – появившийся в процессе эксплуатации ружья люфт между колодкой и самим прикладом. Способствует этому как некачественная врезка механизма, так и ослабление крепления затворной группы. На ружьях с центральным стяжным винтом, учитывая его большую длину, естественная усадка древесины в 3-5% даёт весьма ощутимый зазор между металлом колодки и прикладом. Да и сама резьба может потянуться. В ружьях с клиновым упором (например, ИЖ-54 или ТОЗ-34) приклад изготавливают, вообще не учитывая этот упор. И колодка держится просто на паре вертикальных винтов, поставленных в отверстия в древесине с намеренно увеличенным диаметром. Вероятно, для удобства сборки. Разбивает такие приклады очень быстро.
И третья причина – чисто «бытовые травмы», как то: падение с квадроцикла или снегохода, незапланированные кувырки в салоне автомобиля, езда на джипах по ружьям, использование вместо весла на резиновой лодке, добивание подранков или просто выяснение отношений в рукопашной схватке. Короче, причин много.
Вот передо мной очередная красавица – трещина (фото №1). Результат падения. Но и без него приклад с таким расположением волокон в самой «нежной» части долго бы не прослужил. Занимаясь одно время изготовлением биллирдных киев, я твёрдо усвоил, что склеить металл и дерево невозможно! Поэтому не применяю при ремонте никаких шурупов, саморезов и пр. Конечно, это касается клеевых соединений, испытывающих ударные нагрузки. Инородное по своим физико-механическим свойствам тело древесина будет отторгать. И всё вкрученное или вклеенное шурупьё будет концентратором внутренних напряжений и, если не вылетит само, то приведёт к образованию новых трещин вокруг себя. То же касается и всяких стяжек между боковыми щёчками. На какое-то время их хватает, но потом приклад приходит в полную негодность. Мне частенько приносят плоды таких «ремонтов», произведённых дедушками. И в результате наследникам уже приходится переделывать весь приклад. Дерево можно армировать в данном случае только деревом или бамбуком. Ясно, что трещину надо заклеивать так, чтобы о ней больше не вспоминать. То есть обеспечить максимальную прочность в клеевом соединении. Везде читаешь: «перед склейкой тщательно обезжирить склеиваемые поверхности». Но как это обеспечить внутри трещины? Да ещё в пропитанном насквозь маслами дереве.
Выход один – избавиться от всех пропиток, масел и грязи сразу во всём прикладе, поэтому я замачиваю его целиком в растворителе. Для этого подойдёт даже деревянный ящичек (фото №2), обтянутый плотным полиэтиленом. Но обязательно хорошо закрывающийся. Пары! Чтобы вытянуть самые застарелые масла, я заливаю для начала «Уайт-спирит». Двух литров должно хватить. Главное, чтобы он не имел запаха бензина. Через 2-3 суток, если растворитель очень потемнел, меняю его на свежий (зависит от степени загрязнения дерева, иногда процесс затягивается на пару недель). Потом ставлю приклад вертикально на затыльник для просушки. Примерно через сутки погружаю его в тот же ящик, но уже заполненный чистым ацетоном. Следует помнить, что хорошего качества ацетон высыхает на руках, не оставляя запаха. В нём я выдерживаю двое суток. И ставлю опять же вертикально для окончательной просушки. Через сутки получаю чистое дерево, годное для дальнейшей склейки (фото №3). Можно и сразу замачивать в ацетоне, но только если приклад имеет поверхностное защитное покрытие. В том случае, когда масла проникли глубоко в древесину, избыточное осмотическое давление может привести к растрескиванию материала.
Чтобы наполнить трещину клеем, я её «раскрываю». Для этого накладываю на шейку приклада струбцинку, во избежание дальнейшего роста трещины, и потихоньку расклиниваю щёчки при помощи болта с гайкой (фото №4) или деревянных клиньев (фото №5). При этом раздвигаю щель ровно настолько, чтоб получить возможность проникнуть внутрь трещины заточенной бамбуковой палочкой или капроновой нитью, при помощи которых и заполняю полости смолой. Отечественная ЭДП мало подходит для этой цели. Она слишком хрупкая и твёрдая для древесины. Можно, конечно, мудрить с пластификаторами, но легко и промахнуться. Тогда приклад будет испорчен безнадёжно. Длительное время застывания, при малой тиксотропии, также делает ЭДП не слишком удобной при склейке. Я уже не один год использую клеи фирмы DoneDeal, которые дают хорошие результаты и намного удобнее в работе.
Далее, убрав клинья и струбцину, стягиваю место склейки эластичным медицинским бинтом или резиновым жгутом. Он позволяет равномерно обжать склейку по всей площади, не деформируя насечку. И к тому же не прилипает к смоле (фото №6). Надо учитывать, что каждый виток умножает усилие сдавливания. При чрезмерном стягивании может выдавиться весь клей, и произойдёт «голодная» склейка. То есть брак.
Перед работой смолу лучше сразу затонировать в нужный оттенок, чтобы получить почти незаметное место склейки. Для этой цели я использую пигменты от колеровочных станков, остатки которых в пластиковых бутылках после заправки станка обычно выкидывают, а требуется-то совсем немного. Эти пигменты можно вполне удачно смешивать, добиваясь нужного оттенка. Самой по себе склейки трещины бывает недостаточно, особенно если древесина уже «устала», или разлом произошёл в самом слабом месте при недопустимом расположении волокон. Что, как видите на фото, имеет место быть даже у серьёзных производителей оружия. И пусть нам не говорят про тщательный отбор каждой заготовки. Вот так в погоне за красотой забывают про прочность приклада. Но видел и другую крайность. На моих глазах один авторитетный на Ижмехе ложевщик забраковал заготовку для МР 153 только потому, что она была комлевой, красивой, свилеватой и потому очень крепкой. И его понять можно. В условиях «штучного» производства высокохудожественного оружия он
вынужден черновую обработку производить при помощи скобеля. Семь потов сойдёт от такой работёнки. Комель же не режется ни в одном направлении. И зачем мучиться, если можно взять рядом лежащую болванку из откровенного прямослоя. Пусть не так красиво, но быстрее, легче и на зарплату не влияет.
Чтобы не подвергать нагрузкам клеевое соединение, я усиливаю шейку установкой бамбуковых спиц. Раньше распускал для этого отцовские удочки. Теперь выручают китайские зубочистки. Их диаметр – около 2 мм, вполне достаточен. Сначала размечаю места установки
спиц и аккуратно засверливаю каналы сверлом, переточенным на манер свёрл по дереву, то есть с явно выступающим вперёд центрующим острием. Каналы не обязательно делать сквозные, но желательно, чтобы остриё сверла чуть показалось с противоположной стороны. Крохотное отверстие поможет выйти излишкам клея при установке спицы. А иногда приходится устанавливать спицы только с внутренней стороны приклада, дабы не испортить его внешний вид. Самое главное, надо стараться ставить спицы под разными углами,
пересекая возможные направления образования трещин. Даже сама по себе «прошивка» спицами во взаимно пересекающихся направлениях в значительной степени усиливает шейку. Однажды ради эксперимента я «пришил» отвалившуюся, с приличной частью шейки,
щёку без клея, только на 13 спиц. И этого оказалось достаточно, чтобы приклад ИЖ-27 выдержал два выстрела из обоих стволов одновременно без всяких последствий.
Вот, собственно, и всё. Когда смола затвердеет, остаётся аккуратно обрезать выступающие части спиц, прошлифовать место склейки и пропитать защитными составами . Особенно удачно маскируются торцы спиц, если попадают в места с насечкой. На ровных же участках можно немного затонировать спицы при помощи коричневого фломастера.
Сергей Басскачи. Журнал "МАСТЕРРУЖЬЁ" №160