«Сегодня весь мир стреляет «в пустое место»
перед мишенью, нажимая на спуск в момент
касания прикладом плеча. Олег Лосев, можно
сказать, обогнал своё время».
Олег Кулаков, тренер сборной России
по стендовой стрельбе
Каждый из нас не раз слышал от «корифеев», что для поражения цели следует брать упреждение, и далее идут советы, скажем, сколько метров (сантиметров) надо выносить впереди бегущей или летящей цели (тарелочек на стенде, птицы, зверя) прежде чем нажать на
спуск. Однако советы эти мало кому могут оказать прямую помощь, поскольку каждый человек в ходе прицеливания своеобразен и даже разнообразен в манере приложения ружья к плечу. К примеру, если стрелок сначала прикладывает ружьё к плечу, а затем начинает вынос упреждения путём продвижения ствола ружья по траектории полёта (бега) дичи (летящей тарелочки), то здесь и впрямь нужны метры упреждения, так как ружьё движется медленнее, чем цель. Если же стрелок, заметив цель и выпустив её на расстояние верного выстрела, будет действовать другим путём, нежели первый охотник, то успех выстрела будет более вероятным при минимальном (оптимальном) упреждении.
Итак, успешный выстрел должен протекать следующим образом: стрелок, завидев мишень (птицу, зверя) на расстоянии верного выстрела (30-35 метров) немедленно поднимает левой рукой ствол и, поймав цель концом стволов, ведёт им слегка впереди неё, поднимая одновременно правой рукой приклад к плечу. При хорошо отработанной сноровке получается, что стрелок видит и цель и ствол, несколько упреждающим её, и нажимает на спуск в момент касания затыльником приклада плеча. Однако поражать цели таким способом можно только в том случае, если стрелок натренировал данную методику домашними упражнениями до автоматизма: профессионал в процессе домашней тренировки делает несколько сотен «холостых» вскидок ежедневно. А также если задолго до выезда на тренировку или охоту спортсмен (охотник) подогнал ружьё «по себе»: обрезал ложу, изменил её изгиб, обеспечил баланс ружья с вложенными патронами так, чтобы ружьё при вскидке не клевало стволами вниз и не опрокидывалось в сторону затыльника, задирая стволы. Всё это достигается с помощью опытных мастеров-оружейников. Только после окончания подгонки ружья охотник может рассуждать о манерах стрельбы и рациональных упреждениях. В противном случае начнутся промахи (особенно пулями), так как ружьё будет непременно «высить» или «низить» незаметно для стрелка.
Методики и приёмы, способствующие удачному выстрелу, осознаются упражнением, которого теперь, к сожалению, нет. Речь идёт о стрельбе «с подхода».
Смысл этого истинно охотничьего упражнения в следующем. Стрелок, получив команду «вперёд» и держа ружьё наизготовку (приклад у бедра), как обычно держит ружьё охотник, начинал движение от стрелкового столика, находившегося не далее 20 метров от места вылета мишени, к черте, нанесённой на площадке и определяющей минимально допустимое приближение к месту вылета мишени. Мишень одной из машинок, отрегулированных для стрельбы «с места» (теперь trap или «траншея»), подавалась оператором по взмаху руки судьи в любой (неизвестный стрелку) момент. Мишень могла быть как угонной, так и боковой. На основании длительных проб и ошибок Василий Иванович определил, что максимальный процент битых мишеней получался лишь тогда, когда момент нажатия на спуск совпадал с моментом касания прикладом плеча стрелка. Я тотчас же перенял у него эту манеру стрельбы и уже в 1958 году получил почётное второе место на первенстве Вооружённых сил СССР в упражнении с «подхода». Естественно, что я сразу перенёс эту методику и в охотничью стрельбу, и частично на круглый стенд (skeet). Государственный тренер Н.Д. Покровский поначалу сомневался в моей теории, считая, что судейская коллегия может опротестовать такую технику «вскидки», так как я сначала «ловил» мишень, левой рукой двигая ствол, а затем подносил приклад к плечу правой и тут же нажимал на спуск.
Однако сомнения его быстро рассеялись, когда в 1959 году я выиграл Кубок мира в Каире без каких-либо протестов со стороны жюри, а потом и в дальнейшем получал призовые места на многих первенствах. Однажды главный редактор «Московской охотничьей газеты» (ныне «РОГ») заказал мне статью о причинах промахов маститых стендовиков на охоте. С моей точки зрения, главными «мазилами» были стрелки, долго и успешно стрелявшие упражнение trap.
Условный рефлекс этих спортсменов заставляет их делать первый выстрел в привычном темпе, порядка 0,8 который перед каждой вскидкой должен находиться на одной и той же точке цевья. Для этого я всегда делал на цевье сверлом небольшое углубление, а затем
закрашивал его цветным лаком (для ногтей). Сегодня для этой цели можно использовать «липучку», приклеенную на расчётное место. Стабильное место левой руки на цевье позволяет постоянно делать однообразные вскидки ружья, а это очень важно! Неплохо, в зависимости от времени охоты, для тех же целей иметь сменные затыльники разной толщины, компенсирующие толщину сезонной одежды.
Охотникам, которые не могут стрелять по дичи иначе, чем в привычной для них манере, то есть сначала вскидка к плечу, а затем «выцеливание» и нажатие на спуск, могу дать такой совет. Вскинув ружьё, подводите мушку к хвосту птицы, а затем быстрым движением стволов «перечёркивайте» её от хвоста за клюв. Как только стволы ружья обгонят птицу, нажимайте на спуск, не останавливая ружья. Но это уже будет стрельба «на обгоне».
Вот, пожалуй, и все мои теоретические рекомендации. А дальше – дело за вами. Успех стрельбы определяется практикой, переходящей в условный рефлекс производства выстрела.
О. Лосев. Журнал "МАСТЕРРУЖЬЁ" №162