На Руси издавна охотились на тетеревов весной на токах. Не будет преувеличением сказать, что родина этого вида охоты – Россия. Особенную популярность эта охота получила с середины 19 века. В Правилах охоты 1895 г. сроки не были определены, а указывались сроки запрета охоты на тот или иной вид дичи. Тетеревов (в прежнем варианте написания и произношения – тетеревей) можно было стрелять круглый год, за исключением периода с 15 мая по 15 июля (по ст.стилю).
Заметим, что летняя охота на уток и болотно-луговую дичь тогда открывалась после окончания Петрова поста – 29 июня, то есть 12 июля по н.ст. А вот тетеревов в это время трогать было нельзя, охота на них после летнего перерыва открывалась на 2 недели позже, чтобы молодые тетеревята успели подрасти. Зато весенняя охота на тетеревов начиналась уже в марте и даже по снегу, все зависело от хода весны и продолжалась до окончания токов. В средней полосе лучшее время охоты на токующих тетеревов было в апреле, на севере – в мае.
В те времена на тетеревов весной охотились в основном тремя способами – из шалаша на токовище, с подхода (скрадом), и в поймах рек – с подъезда на лодке. Сейчас правилами охоты весной разрешена только охота на токах из укрытия. Об особенностях этой охоты мы и поговорим.
Как найти ток?
Тетеревиные токовища довольно постоянны из года в год и, если не полениться, найти их довольно просто. Ведь бормотание косачей слышно за километр и больше. Главным условием активного тока служит погода. Тетерева, как и все куриные, очень не любят дождливую ветреную погоду. В ясное тихое утро токование бывает очень активным, а ночные заморозки еще больше его стимулируют. Наиболее яро черныши токуют в тот период, когда токовища посещают самки. В центральных областях России это бывает в двадцатых числах апреля – на севере – в первой половине мая.
Выходить на разведку тока надо на рассвете. Бормотание слышится на расстоянни до километра, чуфыканье – на 300-400 м. Идти следует без резких движений и избегая открытых мест. Токующие тетерева очень осторожны и могут взлететь, увидев человека, за 150-200 м и даже дальше. Но иногда при определенных условиях местности создается акустический обман – кажется, что тетерева токуют совсем рядом, а до них – более сотни метров. Вот почему для поиска токов надо иметь хотя бы 8-кратный бинокль, и обнаружив токующих чернышей, точно заметить место и скрытно удалиться. Распугивать ток нежелательно, так как уже на следующий день птицы будут на нем более осторожны. Вновь приходить на ток надо только после его окончания. Но надо помнить, что каждое утро у тетеревов в токовании бывают перерывы на кормежку. В это время петухи полностью замолкают, складывают распущенные ранее веером хвосты и незаметно начинают передвигаться по токовищу, склевывая прошлогодние семена и молодые проростки. Может создаться впечатление, что тетерева улетели и ток закончился. Иногда тетерева без видимых причин перелетают на березы и начинают кормиться почками. Но ток еще не закончился, скоро подкрепившиеся тетерева, вновь начнут азартно токовать. В морозные утра ток может «разгореться» уже после восхода солнца, когда начнет немного припекать – к 7-8 часам утра. После 9 часов токование заканчивается, тогда и нужно придти на обнаруженное место. Выщипанные перья, примятая прошлогодняя трава и темно-зеленые с белыми кончиками колбаски помета свидетельствуют о том, что тетерева дрались именно здесь. Определив территорию наибольшей концентрации петухов, чуть поодаль (но не в центре тока) сооружают шалаш.
Шалаш для охоты не тетерева
Шалаш строят днем, с тем, чтобы птицы не заметили присутствие человека на токовище. На известных охотнику многолетних токовищах шалаши ставят за неделю-две до начала охотничьего сезона. В этом случае тетерева привыкают к необычному сооружению и могут токовать совсем рядом.
Для сооружения шалаша обычно выбирают ровное сухое место и по кругу делают каркас – втыкают в землю срубленные поодаль и заостренные внизу молодые деревца и колья. Если земля еще проморожена, пробивают отверстия для установки этого остова, либо для его укрепления каждое деревце закрепляют пасынками, привязывая к вбитому колышку. Жерди и деревца ставят вертикально, а не конусно – так шалаш будет более просторным. Конусные шалаши ставить проще, однако они должны быть достаточно большими. Я видел такие конусные шалаши, которые делали из елок ярославские охотники, они были так огромны, что в них можно было свободно встать во весь рост, не коснувшись потолка.
Шалаш оплетается обычно еловым или сосновым лапником, который желательно прикрепить к каркасу алюминиевой проволокой. Эта необходимость связана с сильными ветрами, которые нередко случаются весной, в результате чего шалаш может быть деформирован. Подправлять его утром, непосредственно перед охотой, нежелательно. Сверху обычно горизонтально укрепляют несколько веток и оплетают их лапником – получается крыша. Но многие охотники рекомендуют оставлять верх открытым, чтобы в случае промаха иметь возможность произвести повторный выстрел влет. Совсем нередко могут налететь и гуси ( были у меня и такие случаи – возвращался с тока с гусем). Кроме того, иногда случается так – в темноте до полного рассвета тетерева токуют близко от шалаша, а как рассветет – отлетают поодаль и становятся недосягаемыми для надежного выстрела. Обычно это случается в первое утро после установки шалаша на току. В этом случае есть один выход: если еще недостаточно рассвело, медленно приподняться в шалаше и стрелять сверху. Но все же опыт говорит о том, что тетерева нередко пролетают низко над шалашом, и если заметят в нем охотника, могут не подлететь близко. На плотный шалаш с крышей нередко садятся тетерки и даже сами черныши, а если крыши нет – они в панике улетают.
Построенный шалаш надо обязательно замаскировать под цвет окружающего фона. Если тетерева токуют в перелесках, где есть небольшие сосенки или елочки, особой маскировки не требуется. Если на болоте, поляне или в чистом поле – шалаш маскируется прошлогодней травой, либо если найдется, сеном. Вплетать его надо довольно плотно, лучше привязывать. В конце всей этой работы делается пол из елового лапника и прорезаются бойницы для стрельбы. Надо позаботиться и о сидушке, так как сидеть на земле, пусть даже и на толстом слое лапника, не только холодно и небезопасно для здоровья, но и неудобно – быстро затекают ноги. Лучше использовать складной стульчик (очень удобны рыбацкие), а за неимением его – довольно высокий чурбачок, который можно отыскать на ближайшей вырубке. Правда для стрельбы иногда приходится отодвинуть сидушку в сторону и встать на колено.
Одеваться на эту охоту надо очень тепло. Один из известных охотничьих писателей помнится сказал, что самое холодное место на земле – это шалаш на тетеревином току. И это действительно так. Даже на охоте с подсадной так не замерзаешь как здесь. Если шалаш далеко от дома или охотничьей базы, и предстоит дальняя дорога, надо идти налегке, чтобы не вспотеть, а все теплые вещи взять с собой. Если по утрам подмораживает, зимняя шапка, теплые варежки и даже валенки не помешают.
Как подманить к шалашу тетерева?
Иногда тетерева упорно избегают шалаш. Бывает и так: тетеревов в округе много, а постоянных больших токов нет. То тут, то там токуют по два-три петуха. Нередко токуют и одиночки. С чем это связано, объяснить трудно. Совершенно неверно утверждение будто бы такие разрозненные тока – результат распугивания и уничтожения больших токов. В некоторых угодьях даже при обилии тетеревов одиночное токование косачей- обычное дело. Такое было и в прежние времена, об этом мне рассказывал мой дед. Причем такое явление было отмечено и в тех местах, где не было охотников.
Как охотиться в этих условиях? Первое, что приходит на ум – косачей надо подманивать. Поделюсь свои охотничьим опытом.
Помню, читал в старой охотничьей литературе, что тетерева можно подманить к шалашу, имитируя голосом «чуфыканье». Другой способ – положить неподалеку черный валенок. Косач примет его за соперника и подлетит. Тут пришла мысль – а что если попробовать тетеревиные чучела. Ведь существует же охота на тетеревов с чучелами осенью, а если использовать их и весной?
Сказано – сделано. Раньше старые охотники сами делали такие чучела, обшивая черной материей деревянные заготовки-чурки. Сейчас тетеревиные чучела можно приобрести в охотничьих магазинах. И вот на охотничьей выставке набрел я на изготовителей пластиковых чучел птиц из г. Краснодара. Наряду с прекрасными чучелами уток разных пород они продавали и чучела тетеревов. Самок забраковал сразу – их пепельно-серый окрас больше напоминал голубей, нежели рыжевато-бурых тетерок. С перекрашиванием не хотелось возиться, но вот косачи были точными копиями живых самцов. Взял на пробу трех штук.
Старое заброшенное поле, окаймленное старым лесом, начало зарастать небольшими березками… Некоторые из них достигли высоты 4-5 метров. Утренняя разведка показала, что тетеревов в окрестностях деревни, где я остановился, много, но на этом поле токует всего четыре косача. Заметив в бинокль место, днем поставил шалаш. Он получился довольно просторным, так как я планировал не только охотиться, но и фотографировать ток и снимать петухов на видеокамеру.
В первое охотничье утро решил обойтись без чучел – место тока было открытое и высадить их на деревья не представлялось возможным. К тому же неизвестно как отреагируют петухи на пластиковых собратьев. Может быть, наоборот, испугаются и не подлетят?
Когда чуть забрезжил рассвет, я уже был в шалаше. Первое «чуфыканье» раздалось где-то совсем рядом, но с западной стороны шалаша. Я выглянул из бойницы: не видно ни зги. Вот чуфыкнул другой тетерев, третий – и над полем забурлил ток. Казалось, тетеревов было много, во всяком случае, больше чем четыре ожидаемых. Когда посветлело, я понял, что ток стал смещаться от шалаша. До ближайшего тетерева было около 80 метров. Я бы и на пятьдесят не стал стрелять – зачем делать подранков? Бить надо наверняка. Взошло солнце. Как обычно, тетерева в это время сделали перерыв, замолчали и начали кормиться. Я осторожно через бойницы осматривал в бинокль токовище. Кормясь, тетерева смещались западнее. Оказалось, они все стройным маршем прошли мой скрадок еще в темноте, и сейчас шли дальше и дальше, не останавливаясь. Вскоре ток возобновился с новой силой. Тетерки, «бабакающие» на краю леса, слетели с деревьев, опять же приземлившись подальше от шалаша. Возможно, тетеревов пугал вид незнакомого сооружения. И хотя шалаш, сделанный из елового лапника, был надежно замаскирован сухой травой под цвет прошлогодней некоси, он явно выделялся на поле. Охота не удалась. Разве что сделал несколько «дальних» кадров из фотоаппарата, и поснимал на видео на пределе «зума» видеокамеры.
Переносить шалаш днем в то место, где сконцентрировался ток и куда слетели тетерки, не имело смысла: вчера утром тетерева пели там, где стоит мой шалаш. А где они будут завтра?
Вечером перед тягой беру топорик и иду к шалашу. Вырубаю две небольшие березки и втыкаю их в 20 метрах от шалаша. На них утром посажу два чучела. Третье укреплю на земле.
Утром пришел на ток в полной темноте с фонариком. Посадил на березки чучела косачей. Вновь воткнул березки в землю, благо она мягкая и пропитана влагой. Третьего посадил на палочку и воткнул на кочку. На рассвете картина повторилась. Ток оказался подвижным, косачи вновь начали смещаться к западу от шалаша. Я начал манить, то есть чуфыкать. Тетерева отвечали, и в ответ иногда даже подпрыгивали и издавали агрессивное «ку-карру». Наконец, заметили чучела, и вот слышу взлет. Я вжался в сидение, боясь пошевелиться. Наконец, такой волнующий для охотника шум крыльев и короткое хлопанье крыльев перед посадкой. Чувствую, что тетерев на выстреле, но насторожился и не поет. Наконец, он забурлил и закружился в своем танце. Медленно перевожу взгляд на ближайшую бойницу – до петуха 25 метров, но он то появляется, то скрывается за большой кочкой. Он явно движется в сторону сидячего чучела. Начинаю просовывать стволы в бойницу, и тут вижу, что прямо в трех метрах от шалаша другой косач идет параллельным курсом и, оглушительно чуфыкнув, тоже начинает токовать. В этого стрелять удобнее, главное отпустить его подальше, чтобы не разбить выстрелом. Когда расстояние увеличилось до оптимального, плавно жму на спусковой крючок. «Пятерка» сделала свое дело – косач лишь пару секунд похлопал крыльями и затих. Другой тетерев лишь отлетел подальше, но остался на поле.
Решил не выходить из шалаша. Ружье от соблазна разрядил, зато взял в руки видеокамеру. К сожалению, сильнейший туман мешал видеосъемке. Опять почуфыкал и, в качестве эксперимента, издал голосом звук, имитирующий квохтанье тетерки. Трудно сказать, это ли повлияло, или опять сыграли роль чучела, но тетерев, не обращая внимание на поверженного, лежащего на кочке соперника, снова подлетел к шалашу. А вот и третий спешит, что есть сил к моему укрытию. Я жду, чтобы хотя бы немного рассеялся туман – на видеокамере высветилась «капля» – индикатор повышенной влажности. Теперь ее можно отложить вовсе – необходима домашняя просушка. Для фотоаппарата еще недостаточно света. Жду…
И вдруг шалаш буквально атаковали тетерки. Их было пять. Одна села на крышу и тревожно поквохтывала. Остальные расположились на земле. Косачи пришли в неистовство. Я боялся пошевельнуться. Наконец и моя тетерка спустилась на поле. Вскоре поочередно сорвались две тетерки. Оба петуха последовали за ними. Очевидно, они улетели с тока в лес. Так бывает, нередко тетерева спариваются со своими избранницами вне тока, улетая в лесную глушь. Оставшиеся три тетерки кормились, шныряя в траве неподалеку от бойниц. Потом явно заинтересовались чучелами, укрепленными на березках. Они кокетливо поглядывали вверх, квохтали и кружились между пластиковыми петушками, не понимая почему те их игнорируют. Спугнула их лишь облезлая от весенней линьки лисица, трусившая через поле неподалеку от моего шалаша. Подойдя поближе, она изумленно уставилась на мое сооружение, и галопом понеслась к лесу.
Итак, думаю, что использование тетеревиных чучел на току вполне возможно. Охотнику надо еще и научится подманивать тетеревов голосом. Специальных тетеревиных манков я не встречал, но чуфыканье хорошо имитируется голосом (правда нужна соответствующая тренировка и некоторый музыкальный слух). Тренироваться можно и непосредственно в шалаше на току, если тетерева достаточно далеко – их вы не распугаете. Один мой знакомый охотник хорошо подражает и бормотанию, вращая во рту вперед-назад указательный палец. Некоторым удается воспроизвести сигнал вызова соперника – картавое «кур-каррру». Тоже довольно эффективный прием. Квохтанье тетерки воспроизвести голосом очень сложно, но иногда удается. Все же, исходя из моей практики, лучше всего подманивать чуфыканьем. Несколько одиночных тетеревов я добыл даже стоя на тяге вальдшнепов, периодически «чуфыкая». Находящиеся поблизости тетерева подлетали на выстрел.
Стрельба тетерева на току
Приходить в шалаш надо еще в полной темноте. Некоторые тетерева ночуют на току, либо прилетают столь рано, что при подходе невольно их спугнешь. Это не страшно- они прилетят вновь. Но если вы опоздали и пришли, когда уже начался рассвет- тетерева улетят и могут вернуться не скоро.
Стрелять весеннего тетерева на току лучше всего дробью 4 или 5 на дистанции не далее 40 м. Бывает, что тетерева не подлетают ближе 50 м к шалашу, в этом случае воздержитесь от выстрела. Подранок может дотянуть до леса и там бесследно пропадет. Если все же вы решить стрелять на расстояние 45-50 м, надо пользоваться специальным дальнобойным патроном с повышенной резкостью и кучностью боя. Хорошо зарекомендовали себя в этом патроны «Спортактив-Голд» с маркировкой “Long distance” (дальняя дистанция). Но помните, что вы пришли на ток не только затем, чтобы добыть тетерева, но и понаблюдать за этим чудом весенней природы, полюбоваться пробуждающейся весенней природой и прекрасным утренним концертом, которые дают и тетерева, и журавли на болоте, и недавно прилетевшие жаворонки… Нередко, просидев на тетеревином току без выстрела, получаешь такой эмоциональный заряд бодрости и жизненных сил, что ничуть не жалеешь о недобытом трофее.
Георгий СОСНИХИН, биолог-охотовед
NEXPLORER